Кикта Валерий Григорьевич - ДомраМодерн

Кикта

Валерий Григорьевич

Композитор, член Союза композиторов России, Заслуженный деятель искусств России и Украины, заведующий Кафедрой инструментовки МГК им. П.И. Чайковского, профессор.

Родился в пос. Владимировка Донецкой области (Украина).

В 1960 г. окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. – композиторское отделение Московской консерватории (класс композиции профессоров С. С. Богатырёва и Т. Н. Хренникова), в 1967 г. окончил ассистентуру-стажировку при консерватории (руководитель – Т. Н. Хренников).

В 1967–1993 гг. ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор».

С 1968 г. – член Союза композиторов России, с 1989 г. – член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 г. – секретарь Союза композиторов России.

С 1989 г. – член редакционной коллегии журнала «Балет».

Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).

С 2004 г. – председатель Русского арфового общества (Москва).

С 1992 г. преподает на кафедре инструментовки теоретико-композиторского факультета Московской консерватории.

С 2013 г. преподаёт на кафедре композиции РАМ им. Гнесиных.

Валерий Кикта – автор сочинений различных жанров. Им написан ряд балетов, симфонические произведения, оратории и кантаты, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие. В числе сочинений композитора: балеты “Дубровский” (1984),  “Свет мой, Мария!” (1985), “Святая Олеся (польская колдунья)” (1988), “Владимир-Креститель” (1997), “Андрей Рублёв” (2016); симфонические произведения  “Украинские колядки, щедривки и веснянки” (1967),  “Фрески Св. Софии Киевской” (1972), “Похищение Европы” (по картине В. А. Серова) (1990), “Был у Христа-младенца сад” — вариации на тему П. Чайковского (1989), “Владимир-Креститель” — симфоническая летопись (1991); оратории и кантаты “Княгиня Ольга” (1970), “Свет молчаливых звезд” (1999), инструментальные концерты для фортепиано (№1 – 1965, №2 – 1979, №3 – 1986), для гобоя (№1 – 1991, №2 – 1996, №3 – 2000), концерт на шотландские темы XVI—XVIII веков для двух арф (2000); произведения для органа; произведения для арфы; произведения для хора; вокальные произведения “Пробуждение” — вокальный цикл на слова А. Пушкина (1972), “Украинская баркарола” для тенора, арфы и органа (2005); произведения для оркестра русских народных инструментов “Смоленские кадрили” (1975), “Куликовская симфония (1979), “Былина про Василису Микулишну” (1974), “Русская сюита” (1980), “Белгородский” концерт для гобоя с оркестром (1980); камерные инструментальные произведения; музыка к театральным постановкам и фильмам; фильмы-балеты “Дубровский” (1985), “Откровения” (1992), “Маменька” (2003) ; музыка для детей и юношества.

Дискография творчества В. Кикты представлена многочисленными грамластинками и CD.

Литература о В. Кикте обширна: от газетных заметок до развёрнутых очерков и монографии.